Голкипер Никлавс Рауза, получивший известность по своей игре в МХЛ и юниорской сборной Латвии, рассказал о том, как переехал в Швецию, и о чем договорился с рижским «Динамо». Интервью Максима Гаращука с вратарём шведского «Хисингена» можно прочитать на нашем сайте.
— В прошлом году ты уехал из Латвии. Как поступило предложение играть в Швеции?
— Ещё перед тем сезоном я искал подобные варианты, однако что-то получилось. В сезоне 2018/2019 я не смог продолжить играть в ХК «Рига», так как были ограничения по возрасту, при этом всё равно остался в Латвии. Шведы как-то сумели выйти на меня и сказали, что ещё следили за мной со времён МХЛ. Думаю, что уровень там, может, как в Латвии. В Швеции хватает молодых парней, как я, которые пытаются пробить в профессиональный хоккей. Мне здесь нравится.
— Сыграло ли какую-то роль в твоём переходе присутствие двух латышей в составе «Хисингена»?
— Сначала я не знал об этом. Мы уже договорились о том, я приеду к ним играть. Потом они сказали, что, возможно, мне будет полегче, ведь там есть Паулс Ходзко и Илья Жуков. Я с ними хорошо знаком не был. Конечно, лучше говорить по-латышски. Это создаёт уют. Правда, особо это ничего не меняет.
— Ты габаритный вратарь. Помогают ли тебе твои антропометрические данные?
— Мои габариты мне не мешают. Сейчас такие тренировки, что надо стараться быть быстрым вратарём. И даже, например, Андрей Василевский или Ярослав Аскаров — они высокие, но быстрые. Мне кажется, что это хорошо.
— Почему уже по «молодёжке» ты решил уехать в Финляндию?
— С этим мне помог папа. Мы искали, куда мне поехать на сборы, вот и нашли вариант. Связались с генеральным менеджером, и тот сразу нам сказал, что я буду играть в команде U18, которая выступает в СМ-Серии (наисильнейший финский дивизион среди молодёжных команд — примечание автора).
— С чем был связан твой переход из «КооКоо» в «Спорт Вассу»?
— «КооКоо» — не такая сильная команда, по моим воротам наносилось много бросков. В «Спорте», я смотрел, тогда играл талантливый вратарь — Лееви Лааксо. После одной из игр тренер вратарей основной команды «Спорт» подошёл ко мне, и сказал, что будет возможность играть сыграть в лиге U20 в следующем сезоне — это очень круто, на что я практически сразу ответил «да, я согласен».
— Не боялся ли ты дебютировать в 16 лет в лиге U20?
— Наоборот, это был большой плюс для меня. Я почувствовал, что кто-то следит за моей игрой, и это было хорошо. Я не задумывался о том, что там парни постарше.
— Потом ты перешёл в ХК «Рига». Чем это было обусловлено?
— Не скажу, что мне не понравилось в Финляндии. У меня были там проблемы. Я подумал и решил, что надо поехать в ХК «Рига» — домой. Играя там, было понятно, что я буду себя лучше чувствовать.
— Оцени уровень МХЛ.
— В МХЛ есть команды по типу «Локо» или «СКА-1946», которые выделяются своей сильной игрой. Многое зависит от того, против кого играешь. В целом, если сравнивать с Финляндией, то уровень не лучше и не хуже. Однако мне больше понравилось играть в МХЛ потому, что там всё чётко и профессионально.
— Какой турнир для тебя был самым запоминающимся?
— Пожалуй, это юношеский чемпионат мира, проходивший в Словакии в 2017 году. Он получился для меня хорошим. Тогда я был шестым среди вратарей по проценту отражённых бросков.
— Почему сборной Латвии не удалось сохранить прописку в элитном дивизионе?
— У нас была хорошая команда. Может, мы где-то не так сильно хотели победить. Возможно, звёзды в небе не сошлись. Проиграли Беларуси. Таков спорт.
— Тогда вторым вратарём был Янис Ворис, который сейчас играет в рижском «Динамо». Что можешь сказать про него?
— У него отличный вратарский характер. Про него нельзя сказать ничего плохого — он хороший парень. Сейчас ему дают шансы, и он их использует. Хочется ему пожелать только удачи!
Никлавс Рауза, Густавс Давис Григалс, Эдгар Лусиньш и Янис Ворис
— В 2019 году ты был на просмотре в «Динамо». Как думаешь, чего тебе не хватало, чтобы закрепиться в команде?
— Считаю, что я тогда не был таким агрессивным и быстрым, как бы хотелось. На тот момент там были два хороших вратаря — Кристерс Гудлевскис и Максим Третьяк. Мне не хотелось быть третьим. Думаю, что «Динамо» меня тоже не хотело подписывать на такую роль. Нет смысла сидеть на скамейке весь сезон. Договорились на том, что, если буду себя показывать, то вновь получу шанс попробовать себя в «Динамо» через 2-3 года.
— Какими свойствами должен обладать хороший вратарь?
— Такому вратарю нужно быть только на позитиве, бороться до последнего и ничего не бояться.
— Как так получилось, что ты начал заниматься хоккеем?
— В 2006 году в Латвии в первый раз проходил чемпионат мира. У меня детский сад находился рядом с «Арена Рига». Я видел, сколько фанатов приходит на матчи. Потом сказал папе, что я тоже очень хочу играть в хоккей. Начал тренироваться. Была нехватка вратарей. Тренеры заметили, что я могу играть на этой позиции.
— Сразу решил выбрать амплуа вратаря?
— Я играл и на позиции голкипера, и на позиции защитника. Был хоккейный клуб «Рыси», его уже сейчас нет, там нам выдали вратарскую форму, которая мне казалась очень красивой. Я сразу понял, что мне удастся быть хорошим вратарём.
— Составь топ-3 лучших вратарей мира.
— Мой кумир — Джон Гибсон из «Анахайма». Когда я был маленький, то мне нравилась игра Патрика Руа. Среди латвийских голкиперов выделю Артурса Ирбе.
Автор материала Максим Гаращук
Фото: Instagram-аккаунты Никлавса Раузы и Эдгара Лусиньша