Нападающий «Чайки» Матвей Уткин родился в Казани и до 2020 года выступал в системе «Ак Барса», но затем перебрался в Нижний Новгород. В минувшем сезоне Матвей Уткин провёл за «Чайку» 59 матчей в регулярке и набрал 32 (15+17) очков и 10 матчей в плей-офф, набрав 4 (1+3) очка. Нападающий «автозаводцев» рассказал о попадании в школу казанского «Ак Барса», поделился впечатлениями от принципиального раунда с «Ирбисом», прогрессе в МХЛ, переходе в «Чайку». Подробнее – в материале Вадима Черезова.
– Матвей, сезон завершился несколько месяцев назад. Наверное успел обдумать результаты прошедшего сезона.
– Да, конечно, успел всё обдумать. Так скажу – сезон прошёл для нас неплохо.
Регулярку провели на хорошем уровне – второе место заняли, хотя у нас состав, по сравнению с позапрошлым сезоном, был гораздо моложе, опытных было маловато, но парни задористые, у них было желание, благодаря этому достигли такого результата.
Что касается плей-офф – мы могли пройти гораздо дальше, хорошие матчи проводили. С «Ирбисом» 2:0 в серии вели и, видимо, подумали, что уже всё, вышли в полуфинал, немного расслабились. Нас за это наказали. Обидно, но что есть, то есть.
– Расскажи, чем запомнился этот сезон.
– Больше всего запомнился один матч, хоть его и проиграли 6:8, с «Мамонтами Югры». Были так называемые «качели», забито много голов – зрителям также было интересно смотреть этот матч!
– Как оценишь свой прогресс по сравнению с первым сезоном в МХЛ?
– Я считаю, что прибавил. Мне стали больше доверять, давать больше игрового времени, за это огромная благодарность тренерскому штабу. И в меньшинстве, и в большинстве выходил, получал практику, это должно помочь мне в следующем сезоне.
– В каких аспектах нужно прибавить в следующем сезоне?
– Во всех, нет предела совершенству! Надо работать над скоростью, над быстротой мышления, силой, броском, видением площадки.
– Предстоящий сезон будет третьим в составе «Чайки» для тебя. Чувствуешь с каждым сезоном, что растешь как игрок?
– Прогресс есть. Это ощущается по моей уверенности на площадке. В первый сезон была робкость, в каких-то моментах чувствовал себя неуверенно, боялся ошибиться. В прошедшем сезоне уже такого не было. Я был уже как на правах старшего – должен был вести за собой команду и считаю, что это получалось. Да, конечно, были и огрехи, плохие игры, без этого никак.
– По окончании сезона «Чайку» покинули 9 игроков. Как тебе даются изменения в составе команды?
– Уже читал эту информацию. Кто-то в силу возраста покинул команду, кто-то просто ушёл в другой клуб.
Каждый год команда меняется, омолаживается, приходят новые ребята. С ЮХЛ у нас есть хорошие парни – 2005, 2006 года. Всё-таки в этом году и первое место заняли. Будем работать с ними.
– Перед началом плей-офф ты упоминал, что важно играть строго по заданию тренерского штаба. Удалось это осуществить во время матчей Кубка Харламова?
– Если брать первый раунд со «Спутником», то считаю, что удалось сыграть по заданию, поэтому и прошли, Было тяжело, но прошли.
Что касается второго раунда с «Ирбисом» – первые две игры в Нижнем всё было здорово, даже не знаю к чему можно придраться. Всё было по заданию, как просили тренеры. Но затем приехали в Казань и начали сеять хаос на площадке – мало игры в пас, больше «тянули одеяло» на себя. На этом всё сказалось
– Какие аспекты сыграли роль в поражении с «Ирбисом»?
– Наши удаления. Это главная проблема по ходу сезона – было много удалений в каждой игре. У «Ирбиса», в свою очередь, хорошее большинство – у них опытные, мастеровитые игроки. В пятом матче, когда играли в Нижнем, мы вели 1:0, затем получаем удаление и пропускаем, 1:1. После этого наш эмоциональный фон просел, потеряли веру в себя. Вышли на овертайм – буквально 10-15 секунд и пропускаем ещё одну шайбу.
– Есть ли для тебя какая то принципиальность в играх с «Ирбисом»? Ты прошёл школу «Ак Барса».
– Конечно, для меня это принципиальные матчи. Хотел доказать всем, что я достоин играть. Очень хотел их обыграть. Жаль, что не вышло, но ещё будут шансы!
– Расскажи о попадании в школу «Ак Барса»?
– Мой отец раньше играл в хоккей и он хотел, чтобы я пошёл по его стопам. В пять лет он привёл меня в школу «Ак Барса», в набор по 2002 году, чтобы посмотреть на тренировку старших ребят. Мне понравилось, захотел попробовать себя в этом деле. Пошли тренировки, нас там было в районе ста человек. Когда становились старше, нас разделили на две группы – отсеивали тех, кто не дотягивал до уровня.
Школа «Ак Барса» – одна из лучших школ в России. Всё делается для того, чтобы хоккеисты росли. Проживание, питание, тренажерные, игровые залы, раздевалки, лёд, тренеры– всё на хорошем уровне.
– Ты начал предсезонку 2020/2021 в системе «Ак Барса», но после нескольких матчей перешел в «Чайку». Расскажи, как так получилось.
– Я начал предсезонку с «Ирбисом», это был первый «заход» в МХЛ. В то время бушевал коронавирус и я невовремя им заболел, две недели отлежал дома. Когда вышел, как раз начинался предсезонный турнир в Казани, туда как раз «Чайка» приехала. Сыграл две игры за «Ирбис», одна была против «Чайки».
Турнир закончился, на следующий день пришли в раздевалку, тренер вызвал к себе и сообщил, что не подхожу в систему «Ак Барса». Было опустошение и страх, потому что всю жизнь играл дома. Не знал что делать, куда ехать. Посоветовался со своим первым тренером, Чепрасовым Евгением Валерьевичем, а он хорошо знает Конькова Владимира Валерьевича, второго тренера «Чайки». Евгений Валерьевич позвонил ему. Владимир Валерьевич сказал: «Пусть приезжает, нам нужен центральный». Приехал на просмотр и, видимо, зарекомендовал себя, попал в команду. Ни о чём не жалею!
– Как родители отнеслись к переезду?
– Родители были только за, способствовали переезду, ведь они хотели чтобы я развивался. Это моя мечта – не останавливаться на месте.
– Был с кем-то уже знаком на момент перехода в «Чайку»?
– С Егором Громовиком, а так весь костяк мало знал.
– Во время выступления за систему «Ак Барса» ты отдавал больше передач, чем забивал. Сейчас же, судя по твоей статистике, забиваешь и отдаешь передачи примерно одинаково.
– Согласен, в Казани я всегда отдавал больше передач. Мне больше нравится отдавать передачи, чем забивать, потому что я центральный. Но в «Чайке» стало получаться делать и то, и другое. Я этому только рад, пусть так дальше будет.
– Ближе к концу сезона ты выступил в звене с Федотовым и Шавиным.
– Хорошие, опытные ребята, приятно с ними играть. Илья уже и в первой команде поиграл. С Никитой начинал сезон, первые несколько матчей, потом он получил серьёзную травму, выбыл почти на весь сезон. Было жалко – он и поле видит, и в передачу играет. Ближе к плей-офф, когда он вернулся, нашли свою игру.
– Сложно ли тебе привыкать к новым партнёрам по звену?
– Не сказал бы что сложно. Можно сесть с ними, обсудить тактические моменты. Если ребята тебя понимают, слышат, то ничего сложного нет.
– Расскажи про Нижний Новгород.
– Хороший, большой, красивый город. За два года здесь почти всё обошёл и, конечно, успел привыкнуть. Кремль, центр, набережная – погулять есть где. Но Казань больше нравится, не могу Нижний поставить выше (смеётся).
Для меня Казань уютный город, где прожил всю жизнь, там всё свое, а когда приехал в Нижний всё равно ощущал себя немного чужим. Если говорить про инфраструктуру, то примерно всё одинаково – магазины, торговые центры, всё для комфортной жизни есть.
Среди схожестей могу выделить улицы – в Нижнем Покровская, а в Казани Баумана. Примерно одинаковые, длинные улицы.
– Назови свои любимые места в Нижнем. А в Казани?
– В Кремле частенько гуляю, по Нижневолжской набережной, Большая Покровская. И конечно на Автозаводе, где живём. Если нет сил ехать в центр – прогуливаюсь от базы до Дворца спорта имени Коноваленко, а также в Парк Культуры.
В Казани могу выделить из любимых мест набережную, улицу Баумана, парк «Чёрное озеро». Предпочитаю на велосипеде кататься с друзьями, наматываю километры по главным местам города.
– Как проводишь межсезонье?
– Приехал домой 25 апреля, две недели отдохнул, абстрагировался от всего, а также посвятил немного времени учёбе, закрывал оставшиеся долги.
Был за городом, помогал там бабушке. После майских праздников начал заниматься по «торпедовской» программе, которую нам скинули. Хожу в зал, катаюсь на льду.
– В конце мая прошлого года в соцсетях «Чайки» появилось видео, где ты косишь траву.
– Бабушка попросила помочь скосить ей траву, я скосил, заодно и снял для соцсетей. Я хотел и в этом году такое видео сделать, но не получилось – сломалась коса (смеётся).
На даче также картошку копаю, грядки делаю. Благо там есть бассейн и если сильно устанешь, то можно туда нырнуть, немного расслабиться.
– Какие мысли были о хоккее после первых тренировок?
– Здорово, когда только начинаешь кататься. Начинают появляться первые детские хоккейные мечты.
В самом начале карьеры такого не было, что хотел бросить, но случилось такое лет в 12. Не получалось с хоккеем, были проблемы с учёбой, хотел всё бросить. Но родители вовремя со мной поговорили, сказали: «Успокойся, всё нормально». Я к ним прислушался.
– Как в семье относились к хоккею когда начинал?
– Все были только за, и бабушки, и дедушки, чтобы я занимался спортом и поддерживал физическую форму.
Папа смотрит каждую мою игру, после матчей созваниваемся, он даёт мне советы, где-то я могу ему что-то сказать.
– Изначально хотел быть нападающим?
– Нас не спрашивали. Как поставили, так и играли. Меня сразу поставили в центр. Но никогда не было желания перейти в край, или в оборону, или, тем более, стать вратарём.
– Кто был кумиром когда ты начинал карьеру?
– Моим кумиром стал Илья Ковальчук, когда забил победный гол на чемпионате мира 2008 года в овертайме. Смотрел тот матч, болел за наших. Затем взял его игровой номер. Сейчас он и остаётся моим кумиром.
Илья здорово катается, хорошо видит площадку. От него многое можно перенять. Но больше всего мне нравится у Ковальчука бросок – точный и сильный, благодаря чему он и забил Канаде победный гол.
Есть также игроки за которыми просто слежу – Макдэвид, Марнер, Кучеров, Панарин, Шипачёв.
– Как ты учился в школе?
– Трудности с учёбой были всегда, но несмотря на это был отличником до седьмого класса. С учителями был в хороших отношениях, объяснял им, что играю в хоккей. Они шли мне навстречу. Приходилось уходить после первого, второго урока, потому что тренировки были рано утром. Старался не отставать от своих сверстников, всё получалось.
– А где обучаешься на данный момент?
– В поволжской академии спорта, в Казани, на тренера. Очно, но присылаю каждый год документ от «Торпедо», что не могу присутствовать на парах. Мне делают индивидуальный график, учусь онлайн.
Трудностей прилично, особенно с сессиями. Приходится искать преподавателей, делать задания, чтобы они закрывали предметы.
В школе были сложности только в классе десятом-одиннадцатом из-за ЕГЭ.
– Есть ли у тебя мечта?
– Мечта давняя – дебютировать в КХЛ. А если брать глобально – попасть в НХЛ, сборную России, и закрепиться там.
Материал Вадима Черезова
Фото: пресс-служба «Торпедо»