Защитник нижегородской «Чайки» Дмитрий Бреус родился и вырос в городе Алматы. Летом 2022 он переехал в Россию, подписав контракт с «Чайкой». В интервью Вадиму Черезову он рассказал о хоккее в Казахстане, выступлении за сборную, дебютном сезоне в МХЛ, игре в нападении, а также о переезде в Нижний Новгород.
– Расскажи про адаптацию в новой лиге.
Адаптироваться было трудно, даже необычно. До этого я играл во взрослой лиге Казахстана, где выступают настоящие мужчины. Они играют за серьёзные деньги, борются за них. Им нужно побеждать, получать премии, чтобы кормить свою семью.
В Молодёжной хоккейной лиге же совсем другой хоккей. Мне нравится играть здесь, потому что играю с ровесниками, которые хотят победить. В Молодёжной хоккейной лиге Казахстана нас не воспринимали так серьёзно, как здесь принимают «Чайку».
– В этом сезоне ты успел отыграть даже в нападении.
– Я много времени получал в начале сезона. В нападении сыграл потому что так обстоятельства сложились — у нас заболели нападающие, поэтому меня решили поставить.
– Можешь ли ты сравнить Молодежную хоккейную лигу Казахстана и России?
– Разница между ними велика — это просто небо и земля. В Казахстане есть команды, которые доминируют в лиге долгое время. В России же каждый год всё складывается по-разному — здесь люди борются за каждую игру, настраиваются и играют на полную. Кроме того, почти у каждого клуба МХЛ в России имеется клуб из КХЛ, в который тренеры поднимают молодежных игроков.
В Казахстане те, кто хочет добиться чего-то в хоккее, видят в «Барысе» путь в профессиональный хоккей. Родители осознают, что их сыновья владеют талантом и отправляют их в раннем возрасте и учиться, и играть в хоккей в «Барыс». У них прекрасно развита хоккейная школа, родители отправляют туда детей в раннем возрасте учиться и играть в хоккей одновременно.
– В одном из недавних матчей ты сыграл в нападении. Насколько мне известно, ты уже выступал как нападающий. Что было сложнее всего?
– В первые тренировки было довольно сложно перестраиваться, но тренеры помогали и через пару тренировок стало уже лучше. Я более-менее понимал, как и куда ехать, что делать. Но сложнее всего было запомнить основные тактики нападающих: как «душить», как помогать защитникам.
Когда меня вновь поставили в нападение, интересно было заглянуть в то, как живут нападающие. Было весело, открылось новое поле зрения, откуда можно взглянуть на хоккей. Когда снова вернулся в защиту, мне будто стало понятно, как играет нападающие: как «душат» защитников. Это пошло мне на пользу, я не против попробовать ещё раз.
– Что можешь сказать о своей игре в этом сезоне?
– В этом сезоне я начал больше играть в активный хоккей. Недоволен из-за маленького количества заработанных очков. Может, это связано с тем, что я всё ещё адаптируюсь к лиге, а может и с чем-то другим.
– В каких аспектах нужно прибавить?
– Мне нужно прибавить в защите, поскольку я не слишком уверенно и активно играю там. Знаю, что над этим мне надо работать. Также следует поработать над своей игрой в нападении, ведь в МХЛ важно продвигаться вперед. Кроме того, нужно поработать над броском и научиться правильно «стрелять», знать, когда и куда именно бросать шайбу.
– Расскажи, как начался твой хоккейный путь.
– Хоккейный путь начался также, как у всех. Меня привели родители и мне понравилось. Сначала это был просто весёлый спорт, посещение занятий. Прошло время и стало намного интереснее играть, смотреть и наблюдать за профессиональными играми. Я стал серьёзнее относиться к подготовке и к самой игре. Я начал играть в своём родном городе, но хоккея там, конечно, мало.
Насколько я помню, мы с родителями гуляли по торговому центру и там был каток, где совсем маленькие дети играли в хоккей. Отец предложил попробовать, а я маленький, на всё соглашался, и попробовал. На тот момент мне было, наверное, лет шесть. На следующий день меня уже поставили на коньки.
– Какие были ощущения от хоккея в первое время?
— С коньками довольно смешная история. Когда я только встал на коньки, мне было года четыре. Мы ехали с родителями на каток, и я хвастался и говорил, что это легко. Затем, как только вышел на лёд, — сразу грохнулся и клялся, что никогда больше не буду на них кататься. И действительно — я пару лет не был на льду. Три года спустя родители отправили меня в хоккей, после чего всё пошло нормально. Такая вот история.
– Как ты стал защитником?
– Тренер поставил меня в защиту, так как было недостаточно защитников. Это случилось после того, как переехал из города Алматы в Астану, В то время меня это не так волновало, потому что тренер разрешал мне «бегать» вперёд. Я в то время набирал больше очков и забивал больше голов, чем нападающие. (смеётся)
Только недавно, когда я начал играть за профессиональные команды, я осознал, что когда играешь в защите, нужно больше делать акцент именно на защиту.
– Расскажи про свою первую хоккейную школу.
– Я играл нападающим за МХК «Алматы» на протяжении четырех лет. Встретил там много друзей, с которыми я до сих пор общаюсь. В МХК «Алматы» у нас был хороший и понимающий тренер, который многому меня научил в плане катания, дриблинга. По сей день держу контакт с этим тренером и тренируюсь с ним летом. Некоторые его воспитанники также продолжают тренироваться с ним.
– Как в семье относятся к хоккею?
– В семье прекрасное отношение к хоккею. Дедушка играл в хоккей, но я не сильно в это углублялся. Чаще всего мои родители катались на лыжах и сноуборде. А так, в семье я один занимаюсь хоккеем.
– Кто был твоим кумиром в начале карьеры?
– Изначально моим кумиром был Овечкин, как и у многих молодых нападающих. Позже был Сидни Кросби.
Когда я сам стал защитником и начал играть в профессиональных командах, стало интереснее наблюдать за защитниками и кардинально поменялись кумиры. Нравится стиль игры таких защитников, как Кейл Макар, Расмус Далин.
У Макара мне нравится катание, а также то, как он пасы находит, как перемещается в атаку. Думаю, он на данный момент кумир любого защитника, потому что он действительно творит чудеса!
– Почему выбрал именно «Чайку»?
– В МХЛ я получаю больше опыта и знаний, чем если бы остался в Казахстане, потому что здесь играют парни, которые разделяют со мной мечту – все хотят играть в хоккей. В этой лиге гораздо больше конкуренции и мне было интересно, как я покажу себя при таких обстоятельствах. «Чайка» предложила мне контракт, я согласился.
– Как родители отнеслись к твоему переезду в Нижний Новгород?
– Конечно, родители хотели, чтобы я остался, но важнее всего им было поддержать моё решение. Они предлагали свои варианты, но при этом говорили, что это мой выбор, моя жизнь, что могу делать то, что считаю нужным, а они будут меня поддерживать. Для них труднее всего было меня отпускать, так как из-за переезда мы будем видеться гораздо реже — всего раз в год. Даже на зимние каникулы не получилось поехать к ним из-за плотного расписания матчей.
Про Нижний Новгород я практически ничего не знал. Мой отец рассказывал про город, потому что был тут пару раз. Он говорил про красоту Волги и самого города.
– Как часто удаётся видится с родными, находясь в другой стране?
– Летом всегда провожу время с семьёй. Мы периодически выходим гулять на природу, смотрим фильмы , можем купить пазл или настольные игры. У меня есть брат и сестра, близкие для меня люди, постоянно делаем что-то вместе — с братом часто хожу гулять, а с сестрой смотрю сериалы.
– К чему было сложнее всего привыкнуть в России?
– Труднее всего было привыкнуть к ценам. В России всё намного дороже. В Казахстане всё по стоимости в два раза меньше. Трудно воспринимать, когда видишь, что вода тут стоит пятьдесят рублей, а в Казахстане тридцать.
В принципе, больше никаких сложностей не было. Даже из-за языка — в Астане, где я жил, большинство разговаривают на русском.
– Расскажи о принципиальных различиях и схожестях между Нижним Новгородом и Астаной.
– В Астане намного холоднее, воздух более сухой. Этот город находится посреди степи, много ветра. Там легче заболеть, чем в Нижнем.
Но в целом, довольно схожие города: там тоже два берега, один из которых более современный, а другой советский.
– Как оцениваешь итоги для команды за прошедшую половину сезона?
– Первая половина сезона прошла для нас хорошо — занимали первое место в дивизионе и мало проигрывали. К сожалению, сейчас начался небольшой спад. Мы пытаемся вернуться на волну побед, чтобы выигрывать чаще.
– Ты регулярно выступаешь за сборную Казахстана. Расскажи, что тебе даёт выступление за сборную своей страны.
– Мне кажется, игра против игроков из других стран даёт очень большой опыт. Даже если играть не в элитном дивизионе, там есть хорошие игроки, а в некоторых командах есть и те, которые прошли драфт.
Классно, когда едешь играть за сборную, выступаешь за свою страну, это даёт больше мотивации играть в хоккей. Да и просто приятное чувство, когда соперничаешь против других стран.
У меня довольно много друзей из сборной, регулярно общаюсь с ними.
– Есть ли у тебя цель?
– На ближайшее время: закончить успешно двенадцатый класс, успешно сдать все тесты, попасть, а также хорошо отыграть в плей-офф за «Чайку». На следующий год, конечно, надеюсь дебютировать в КХЛ, что было бы отлично.
Материал Вадима Черезова, «В тени рекордов»
Фото: пресс-служба МХК «Чайка»