6 мая 2001 года в столице Латвии на свет появились братья-близнецы Доминик и Патрик Марцинкевичи. Недавно парням исполнилось по 20 лет, и они решили рассказать свою хоккейную историю нашему журналисту. В материале Максима Гаращука вы узнаете, как эти парни связали свою жизнь с хоккеем, и почему голкипер «Ванкувер Кэнакс» Артур Шилов считает их своими братьями.
Артур Шилов, Патрик и Доминик Марцинкечи играли вместе шесть сезонов подряд, и нынешний вратарь клуба НХЛ решил вспомнить об этом:
«Мы познакомились с ними в 2012 году, когда я переехал из Вентспилса в Ригу. Стиль игры у них похожий. Это понятно, потому что они братья. Много пасуются, стараются играть индивидуально, когда есть шанс. Я давно не видел, как они играют. Думаю, что в целом они улучшили свою игру и сделали большой прогресс. За пределами льда мы как братья. Мы проводили очень много времени вместе, и это я запомню навсегда. Нам было весело. Было много приключений и, конечно, их будет ещё больше, ведь мы молодые. Я рад, что встретил их. Про их перспективы я не могу говорить. Они сами знают, что хотят и главное, чтобы они верили в это и работали над этим»
Доминик Марцинкевич (слева), Артур Шилов (по центру), Патрик Марцинкевич (справа)
Теперь перейдем непосредственно к интервью с братьями-близнецами.
— Как вы пришли в хоккей?
Доминик: Мы катались на льду в первый раз в Даугавпилсе в три года. Наш отец оттуда, и там как раз была наша бабушка. Нас отправили на массовое катание. Вроде это было в закрытом помещении. Там мы и встали в первый раз на лёд. Это было сделано для того, чтобы просто покататься.
Патрик: У моей бабушки был день рождения в городе Даугавпилс. Там мы в первый раз вышли на лёд с моим братом.
Братья-близнецы Марцинкевичи впервые на льду
— Почему выбрали позиции нападающих?
Доминик: Так получилось. Я хотел забивать много голов, и я был поменьше ростом и весом, чем все.
Патрик: Да как-то всегда был маленького роста. Вот так и получилось, что в нападении было получше играть. В защите надо было большим ребятам обороняться.
— Играли ли вы друг против друга?
Доминик: Да, было такое один раз. Три года назад был матч сборной Латвии U-17 против ХК «Рига». Меня как раз таки не взяли в сборную, а Патрик был в ней. Я смог сыграть за команду МХЛ, так как это был товарищеский матч.
— И как вам, понравилось?
Доминик: Было интересно. Не очень много удавалось играть против Патрика. А так в целом увлекательно.
Патрик: Да. Мне было интересно отобрать шайбу у своего брата. То есть, показать, что я лучше. Была увлекательная игра против него.
— Патрик, какие у тебя были ощущения от первого приглашения в сборную?
Патрик: Тогда мне было 16 лет. Все ребята были знакомые. Обычные ощущения. Обычный турнир, да и всё.
— Какой из турниров за Латвию тебе запомнился больше всего?
Патрик: Мне понравился чемпионат мира в 2018 году, когда я играл за сборную U-18. Потому, что следующий год у меня не задался со сборной. Хотя была возможность провести матчи против США и Канады. Я поехал и травмировался.
Патрик Марцинкевич в составе сборной Латвии U-18
— В том же сезоне ты играл в Германии.
Патрик: Да. В мае закончился сезон, и я поехал в кэмп NAHL в Миннеаполис, США. Потом приехал в Ригу. У меня есть родственники в Германии, они позвонили в «Кёльн», поговорили и клуб согласился взять меня на просмотр. Через три дня, в конце мая я отправился туда. На второй день просмотра они предложили мне контракт.
Патрик Марцинкевич в составе «Кёльнера Юнгхайе»
— Как оценишь уровень молодежного чемпионата Германии по хоккею?
Патрик: В принципе, хороший чемпионат. Мне не понравилось то, что они играют в свой стиль хоккея, которому я не придерживаюсь. То есть, третье-четвертое звенья там закидывают шайбу в зону и не играют в высококачественный хоккей.
— Почему потом решил перейти в «Призму»?
Патрик: Поэтому и решил. В Германии не сказали, что мне пришло приглашение на молодёжный чемпионат мира. Однако я все же сыграл за сборную U-20. А затем решил доиграть сезон в Латвии, чтобы поиграть против мужиков, которым по 30 лет и набраться опыта. В этом и был весь смысл поехать играть в Ригу.
— Доминик, тебе обидно, что Патрика вызывают в сборную, а тебя нет?
Доминик: Хотелось там быть, когда Латвия играла в элитном дивизионе. Потому что туда приезжают много НХЛ-скаутов. В этом сезоне мы собирались с Патриком поехать на МЧМ-2021. Наш тренер в Северной Америке знал, что нас вызывают, но из-за COVID-19 МЧМ в первом дивизионе был отменён.
— А как дела обстояли со сборной в прошлом сезоне?
Патрик: Ни слуха, ни духа от U-20. Каждый год набирают состав из МХЛ, ведь базовым клубом сборной является ХК «Рига».
— Когда играли вместе, то у одноклубников и тренеров возникали проблемы как вас различить?
Доминик: Да-да, всё время так было. Как нас отличить? Например, у меня на носу родинка. То есть, к нам нужно было близко подходить, чтобы заметить. Ребята пробовали нас различать по форме. У нас немного отличаются шлемы. Пока нам не дают всю форму в клубе, то нас различают.
Патрик: Конечно! Постоянно путали. Даже если на игровой майке другой номер — им всё равно, они скажут наоборот. Это была закономерность, и тренеры путали. Если кто-то накосячил на льду, то нас путали и всегда было: “Тренер, это не я!”. Я думаю, нас можно различить по разному характеру: у меня характер плохиша, а у Доминика — доброго работяги.
— ХШ «Рига» играла в двух молодёжных чемпионатах — российском и латвийском. Что скажешь про выступления в России?
Доминик: Было круто. Каждые две недели мы ездили в Санкт-Петербург. Был хороший уровень, но не у всех. Некоторые команды из ДЮСШОР мы обыгрывали по 20:0. А потом стали по другому году играть против клубов системы СКА. Всегда были интересные противостояния с ними. Нас настраивали на то, что с ними будут жёсткие игры. Так и было. Нам их редко удавалось обыгрывать.
— Доминик, в сезоне 2017/2018 ты выступал во второй латвийской лиге.
Доминик: Там были 25-ти и 30-летние игроки. Некоторые из них играли по десять лет в первой латвийской лиге. Было очень интересно, и я получил много опыта, потому что в Америке ничего такого нет. Когда я там всем рассказываю, что играл против взрослых хоккеистов, то они спрашивают: «Как так-то?». В США 25-летние играют только в выпускном году в колледжах.
— Как вы приняли решение переехать в США?
Доминик: Это был 2018 год. У меня не было клуба. Надо было решать, куда ехать. Один из латышей, Даниэльс Лейа играл в GMHL и его позвали в EHL. У него тренер спросил про хороших нападающих. Он назвал Патрика и меня. Правда, мой брат тогда уже собирался поехать в Германию. Я поговорил с генеральным менеджером «Нью-Ингленд Вулфз», и он сказал: «Давай, приезжай». Так и получилось.
— Было сложно играть друг без друга?
Доминик: Так как я начал в EHL — это не очень сильная лига именно для меня. Там было хорошее начало для того, чтобы остаться в Америке. У меня было много голов в том сезоне — я стал лучшим снайпером чемпионата. Так что он был хорошим без Патрика.
Патрик: На следующий год после Германии в NCDC у меня был хороший сезон. Он очень задался - я набирал в среднем больше очка за игру.
— Хорошо ли то, что в команде были латыши?
Доминик: Мне очень повезло. Со мной был не только Даниэльс Лейа. С нами жил еще один латыш, который в Америке находится 14 лет. Он переехал туда вместе со своей семьей в четыре года. Его зовут Кевин Бите. Так произошло, что мы встретились все в одном месте. Поэтому были три латыша в одном доме.
— Однако в прошлом сезоне вы были в разных командах.
Доминик: В прошлом году мы пытались попасть в NAHL. Так получилось, что брали Патрика. А я был немного похуже. Он всё же решил играть со мной. Никак не хотел разлучаться.
— Доминик, в этом сезоне в NAHL у тебя статистика получше, чем у Патрика.
Доминик: В этом сезоне — да. Как есть, так есть. В NCDC у него она была лучше. Конкурируем между собой, хоть и играем вместе. Тренер иногда выпускал нас в одном звене, иногда — менял. Мы стараемся играть на команду.
Доминик Марцинкевич в составе «Миннесоты» (NAHL)
— Чем тебе запомнились Соединённые Штаты Америки?
Доминик: Конечно, другой менталитет. Латвия и США — абсолютно две разные страны. То есть, в Америке больше возможностей. Здесь крутятся много денег и люди пытаются их заработать. Там люди реагируют по-другому на окружающий мир. Когда ты выходишь на улицу, все с тобой здороваются, хоть и видят тебя в первый раз. Такого нет ни в Латвии, ни в России.
Патрик: Я поиграл во многих странах — Латвия, Россия, Германия и США. Больше всего меня впечатлила Америка. Там возможности безграничны. К сожалению, в Латвии мало тех, с кем можно поиграть на высоком уровне.
— В этом сезоне вы провели немного матчей. С чем это связано?
Доминик: В октябре мы начали сезон. Сыграли две товарищеские игры. Дальше, в ноябре мы провели два матча в регулярном чемпионате. Потом один из товарищей в команде заболел COVID-19, и из-за этого мы не играли две недели. Затем, 28-го ноября была ещё одна игра, и нас с Патриком не поставили в состав. А в декабре в штате Миннесота полностью приостановили хоккей.
Патрик: Этот сезон с коронавирусом вообще не задался. В Миннесоте тренер заранее не хотел, чтобы мы приезжали. Даже несмотря на то, что они летом нас задрафтовали. Мне было приятно доиграть сезон за «Нью-Ингленд Вулфз», так как он был до этого ужасным — шесть игр с сентября по январь. Конечно, хотелось бы, чтобы было, как в прошлом сезоне, когда я сыграл 47 матчей.
Патрик Марцинкевич в составе «Миннесоты» (NAHL)
— Доминик, сравни между собой NCDC и NAHL.
Доминик: NCDC и NAHL — обе лиги TIER II. В NAHL получается больше НХЛ-комбайнов потому, что NCDC — лига, которая существует четыре года. Проблема с NAHL в том, что в командах может быть максимум по четыре легионера. Нам не очень просто попасть в клубы этой лиги. В NCDC нам было легко потому, что там в командах может быть сколько угодно иностранцев.
— Учитесь ли вы сейчас где-то?
Доминик: Нет. Не учусь два года. Я хотел попасть в колледж в прошлом году, но всё же из-за COVID-19 придётся полностью четыре года играть в юниорских лигах. Следующий сезон я проведу в США, потому что хочу попасть в колледж.
Патрик: На следующий сезон я поеду играть в Америку. А там собираюсь поступить в колледж. Мы планируем играть в разных командах. Мы решили, что нам нужно разделиться.
— Как так получилось, вы сейчас находитесь в разных странах?
Патрик: Я решил поехать навестить своих друзей и, конечно же, родителей. Потому, что и так их долго не вижу. Плюс у Доминика есть американская виза на 10 лет, а у меня — нет.
— Как оцените старт сборной Латвии на домашнем ЧМ-2021?
Доминик: Первый матч очень хорошо играли. Во второй игре немного не повезло. Буллиты — это лотерея. Но я верю в нашу сборную и в её дальнейшие победы на этом ЧМ!
Патрик: Сенсационная первая победа Латвии показала, что команда может и умеет выигрывать матчи. Что стоит и продолжать делать дальше. А второй матч можно списать на уматывающую первую игру, в которой ребята отдали все силы и эмоции. Сейчас у сборной отдых один день и команда Латвии на мой взгляд снова будет в хорошей форме двигаться дальше.
Автор материала Максим Гаращук